В Лапландию можно попасть только на олене

 Олень очень интересное животное и мы привыкли его соотносить с оленеводческими народами. 


Народов, занимавшихся с древних времён оленеводством много, но не все называли себя оленным народом, и не у всех олень стал тотемным животным.


Олени кочевали всегда без человека, а человек стал кочевать за ними. Затем люди стали немного направлять оленей, чтобы они не паслись на одном месте, не вытаптывали ягель, а так же чтобы приспособить оленей к охотничьему и рыболовному быту. При ухудшении климата в далёкие времена некоторые скотоводы были вынуждены перейти на оленеводство, так как разведение других животных было проблематично. Они и перенесли элементы коневодческой культуры – верховая езда, для этого использовали крупных оленей, более мелких только в упряжи, а так же доение оленей как коров.  


Так человек стал ходить за своей едой.


Уклад жизни кочевника-скотовода раньше был единственный способ прокормиться в холодных землях. Эти народы создали сложный комплекс, позволяющий выжить в экстремальных условиях. И самое интересное, они не выживали, и по ныне живут, и любят тундру. Например, Пришвин в своём рассказе «Путешествие за волшебным колобком» такие мысли высказал про кочевников саами:


— «И так странно думать, что вот почти на краю света эти забытые всем миром люди могут смеяться таким невинным детским смехом. Непременно государственным людям нужно позаботиться об охране кочующего народа. И пусть потом, когда люди в городах разучатся смеяться, кочующие люди их станут учить».


Например, ненцы считаются самыми успешными оленеводами, они выпасают самое большое количество оленей - до 750 тысяч голов. А саами всегда выпасали ровно столько сколько надо для самих себя. Коми-ижемцы научились и многое переняли у ненцев, они стали производить товары для продажи. Бывало такое, что ненцы попадали под их влияние и их стада переходили к коми.


Вот какую заметку по этому поводу я нашла:


— «…что стада самоедов перешли в наши руки – польза всей страны. У самоедов олени всегда были бесплодным имуществом, потому что самоеды живут как-то навыворот. У них нет ни какой возможности что-нибудь заработать».


Учёные же исследовав все типы оленеводства пришли к выводам, что саамский тип выпаса оленей более экологичный и больше направлен на бережное отношение к природе. 


Олень стал символом для большинства народов. Олень обращал на себя внимание красотой, быстротой и грацией, оленя считали благородным животным. Например, изображение оленя есть на гербе Нижнего Новгорода. И здесь идёт трансляция таких качеств как мужество, сила и благородство.


* В венгерских мифах олениха - символ проводницы.


* В буддизме есть легенда, что создатель буддизма в одной из своих прошлых жизнях был оленем с золотыми рогами - король всех оленей.


* В древней японской легенде говорится, что первый император Дзимму спустился с неба на олене. 


* У кельтов олень – символ плодородия и жизненных сил, первопредок. 


* Древние майя называли себя «люди оленя», олень считался прапредком.


* В саамской мифологии олень может превращаться в человека. Олень Мяндаш тотемное животное, родоначальник. 


* В ненецкой мифологии олень предупреждает хозяина об опасности. 


* На оленях передвигались многие хетские, шумерско-семитские божества. 


* Славяне соотносили оленя с солнцем. Песни о золоторогом олене записаны в России, Сербии, Болгарии. 


* В норвежском городе Алта найден рисунок - олень в стойле с датировкой примерно 5 тысяч лет назад.


* В родовом древе Чингизхана указывается, что праматерью является олениха, а праотец – волк.


Белый олень так же распространённый персонаж. Его можно найти в кельтской, сибирской, саамской мифологии и так далее. Белый олень и чёрный олень связаны со сменой времён года. Златорогий олень с белой шкурой – летнее небо с сияющим на нём солнцем. Чёрный олень – смерть, несчастье, долгие и лютые зимние холода. Белый олень является главным героем эпоса о правлении короля Артура.


В современной интерпретации это новогоднее изображение, где Дед Мороз или Санта Клаус (бог солнечного света) едут на оленях (проводники). Рога оленя (золотые особенно) – образ связки с солнечными лучами.


Только на олене можно попасть в Лапландию


Эта страна считалась и считается волшебной, одним словом, другой мир и туда нельзя попасть на коне. Олень в фольклоре это защитник, вестник, проводник, указывающий путь героям к их цели. Он помогает заблудившемуся в лесу герою найти выход из трудной ситуации, одаривает магическими предметами, даёт советы, указывает дорогу к богатству.


Например, в сказке «Снежная королева» олень домчал Герду в Лапландию. Для этого пришлось уплатить «взнос» - разбойники отобрали золотую карету. После девочка-разбойница расчувствовалась к горю Герды и отдала оленя.


Другой зверь проводник - это волк. Например, сказка о Иван-царевиче и сером волке. Волк съедает коня, а затем предлагает свою помощь:


— Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти Жар-птицу.
— Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Я один знаю, где она живет. Так и быть - коня твоего съел, буду тебе служить верой-правдой. Садись на меня да держись крепче.


В Эрмитаже хранятся материалы раскопок алтайских курганов. При захоронении коня на него одевали оленью маску с огромными рогами. Считают, что это говорит о том, что именно олень, а не конь мыслился перевозчиком в потусторонний мир для успешного путешествия. В европейской мифологии погоня за оленем приводит героя в сказочный мир, либо губит его. То и другое означает переправу героя в потусторонний мир.


Олень у всех народов связывается с холодным севером, а волк нет. Поэтому проводником на определённую территорию может быть только животное, соотносимое с конкретной территорией. Волк здесь может восприниматься как преграда, опасность, трудности, но не перевозчик.


Вот такие вот загадки Лапландии.